Империя империй

Если политическому комментатору, типа Дугина, удалось проникнуть со своими идеями в высшие эшелоны органов власти, редакционные коллегии влиятельных СМИ и учебные программы уважаемых образовательных учреждений России, то это является плохим знаком для будущего страны в общем и ее отношений с За- падом в частности. Сравнение постсоветской России с Веймарской республикой, до сих пор поддерживаемое лишь немногими исследователями, становится в этом свете менее неуместным, чем казалось ранее. В соответствии с этим, изучение российского правого экстремизма все больше превращается из предмета русистики, культурологии, новейшей истории или психопатологии в новую под-дисциплину изучения проблем международной безопасности (security studies).
Андреас Умланд, 2009

В соответствие с дугинской доктриной, для того чтобы достичь геополитического суверенитета и победить в Великой Войне Континентов, Россия должна избавиться от атлантистских влияний в Евразии, ликвидировав все береговые зоны (rimlands), находящиеся под воздействием атлантизма. Только тогда Сухопутные силы смогут по-настоящему противостоять атлантизму в мировом масштабе. Эти отношения состоятся в рамках Евразийской «империи империй»: между расширенной Россией, Германией, Ираном и Японией будут созданы стратегические альянсы, а каждая из стран будет доминировать в соответствующем Большом Пространстве (см. Рис. 1).

1

Очевидно, что на создание схемы «империи империй» Дугина в некоторой степени вдохновил план Хаусхофера по созданию Трансконтинентального блока стран, проигравших в Первой мировой войне: Германия и Япония (а также Италия, которую Дугин не считает важной геополитической си- лой), СССР, к которому затем должны присоединиться Китай и Индия. Доктрина Дугина, равно как и Хаусхофера, содержит «элементы плохо скрываемого плана отмщения (…), направленного против высокомерных англосаксонских сил».

Россия занимает привилегированное положение в этом блоке, так как географически она идентична Центральной земле (heartland) – наиболее значительному пространству в Евразийской геополитике и родине русского народа, который является носителем уникальной Евразийской миссии. Несмотря на то, что интересы Евразийской Империи важнее интересов отдельных людей или народов, Дугин утверждает, что в случае с русским народом установление подобных приори- тетов – по крайней мере, теоретически – излишне, так как эти интересы совпада- ют. Пиклз придает особое значение тому, что размещается в центре пропагандистских карт. Привилегированное положение России в Евразии символически изображается на лицевой обложке Основ геополитики.

Изображение евразийского материка, включая Аравийский полуостров, материковый Индокитай, Японию, а также, как ни странно, Ирландию, Соединенное Королевство и Шри-Ланку, выполняет, по меньшей мере, три функции. В геометрическом центре расположен символ, состоящий из восьми стрелок, направленных в стороны материковых берегов (этот символ часто используется на веб-сайтах Дугина). Дугин объясняет, что данный знак символизирует полярную точку и является древним символом арийцев и северных народов, с которыми у русского народа якобы много общего. Во-вторых, символ отражает мысли Дугина о «векторах» и «осях» геополитического развития России. В-третьих, само изображе- ние прямо передает идею стратегически объединенного евразийского материка.

Москва – Берлин

Данный альянс предусматривает передел «сфер влияния» между Россией и Германией в Восточной Европе (см. Рис. 3),

2

«декомпозицию Украины» и создание Балканской Федерации (эти процессы описываются ниже в части о «внутренней геополитике России»). Европа должна быть «объединена» под руководством Гер- мании, свободной от влияния США. Таким образом, Германия «вновь войдет в историю как субъект геополитики» и отбросит свой текущий «вассальный» статус. Второстепенная ось Берлин – Париж (где Париж следует голлистской линии, что, как указывает Дугин, противоречит идеям Видаля де ла Блаша) призвана служить основой объединения Западной Европы, где атлантизм, скорее всего, будет представлять наибольшую проблему. Основной задачей должна стать изоляция Соединенного Королевства и подрыв его целостности путем поддержки сепаратистского национализма.