Сирия. Словарь сектантской войны

В одной из деклараций Ахрар аш-Шам в апреле 2012 сообщается: “Восстание есть джихад против сафавидского заговора, целью которого является распространение шиизма и установление шиитского государства, которое будет простираться от Ирана через Ирак и Сирию до Ливана и Палестины. Если эта цель будет достигнута, мы станем свидетелями триумфа сионизма, потому что мы знаем – рафидиты не воюют с этим врагом, их мечи обращены только против суннитов”.

В августе 2012 член парламента Бахрейна Абн эль-Халид Мюрад посетил базу Сукур аш-Шам, которая тогда еще не числилась в членах салафитского лагеря. Он порадовался тому, что группа имеет все задатки для того, чтобы “перебить дышащих ненавистью сафавидов”. С учетом того, что Сукур аш-Шам является одним из наиболее непримиримых противников ISIS – джихадистов, раздувавших конфликт с шиитами на протяжении последнего десятилетия, можно понять, насколько реально сектантской стала сирийская война.

Шиитский ответ на сафавидов – термин ваххабиты. Он, в первоначальном значении, описывает последователей учения салафита Мухаммеда ибн Абл аль-Ваххаба. Утилизация ваххабизма в качестве негативной клички не нова. После террористической атаки в иранской провинции Захедан в 2010 аятолла Хаменеи обвинил в ее организации “злые и криминальные руки погруженных в предрассудки и заблудшие ваххабитов”. Сирия взорвалась – при явном участии Ирана и Саудовской Аравии, и теперь все суннитские враги Асада и Ирана получили лейбл ваххабитов.

Природа этих кличек, и природа тех, кто ими пользуется, должна представить отрезвляющую и тревожную картину эскалации сирийского конфликта. Она подчеркивает, что ставки высоки для ключевых игроков внутри Сирии и за ее пределами – даже для тех, кто не относится к глобальному джихаду. Многие используют тактику долговременной дегуманизации врага, потому что рассматривают происходящее в качестве космической битвы между суннитским салафизмом и хомейнистским шиизмом. Никакая мирная конференция не в состоянии разрешить подобную сирийскую проблему.

Aaron Y. Zelin The Vocabulary of Sectarianism, Foreign Policy
January 29, 2014