Сирия: провал другого “мирного процесса”

Как и множество других исламистов, Мохейсини сильно переживал из-за фитны, или внутреннего раскола, который взорвал северную Сирию 3 января. Результатом стало не только то, что мусульмане льют кровь мусульман, что запрещено исламом, но и прекращение джихада против Башара Асада, а также возникшая возможность проникновения в исламистские фракции агентов влияния Запада и стран Залива.

23 января Мохейсини предложил мирный план, который получил название “инициатива уммы”. Он начал пропагандировать свой план среди полевых командиров и прессы. Верный себе, он открыл уголок “инициатива уммы” на собственном сайте, создал страничку в facebook , аккаунт в twitter и хаштаг.

Мохейсини явно рассматривает Сирию в качестве фронта более глобального конфликта. В тексте инициативы он объясняет, что консультировался со многими полевыми командирами и религиозными авторитетами, и что он черпает вдохновение в творениях лидера Аль-Каиды Аймана аз-Завахири, который недавно призвал к шариатскому посредничеству между враждующими фракциями.

План Мохейсини выглядит так: немедленно после прекращения огня между ISIS и сирийскими бригадами создается независимый арбитраж из десяти религиозных судей. Кандидаты предлагаются из малых джихадистских группировок “второго уровня” – Сукур аль-Эзз (Латакия), Зеленый Батальон (Каламун) и Джунда аль-Акса (Идлиб/Хама). Все эти фракции стояли в стороне от конфликта. Все участники инициативы должны согласиться с предложенными кандидатами. После достижения консенсуса решения арбитражного суда становятся юридически обязательными для тех, кто согласился участвовать в инициативе.

В качестве сторон конфликта Мохейсини перечислил ISIS, Армию Муджахеддинов, SRF, Исламский Фронт, но также потребовал комментариев от Джабхат ан-Нусра и других фракций, а также от религиозных и прочих авторитетов.

Сирийские мятежники начали издавать одобрительные заявления практически мгновенно. Условия инициативы были обнародованы 23 января. 24 января инициативу приветствовал SRF, в тот же день – лидер Джабхат ан-Нусра Джулани. Тогда же она была одобрена Сукур аль-Эзз и Зеленым Батальоном, а также альянсом Мухаджарин ва-Ансар и Шам аль-Ислам – 25 января.

26 января Исламский Фронт и Армия Муджахеддинов издали совместное заявление о поддержке инициативы – заметив , однако, что Мохейсини должен винить ISIS за начало войны и срыв прежних попыток посредничества.

Осталась одна фракция – сам ISIS. Среди моджахедов и Сирии и Ирака, группировка славится своей непримиримостью. Боевые действия 3 января вспыхнули из-за того, что ISIS настаивало на том, что оно “государство”, и потому на него не распространяется юрисдикция шариатских судов. Это привело в исступление даже возможных идеологических союзников ISIS – Джабхат ан-Нусру и Исламский Фронт, и превратило мелкие споры в кровопролитные битвы. Если бы ISIS согласился с инициативой уммы, она пошла бы на компроментацию своей роли зародыша халифата, а не просто еще одной обычной джихадисткой группировки. Принятие решений арбитража также прямо угрожает ее “государственному статусу”.