“Хизбалла” и битва за контроль над Каламун

После спорадических стычек на протяжении лета 2013 года боевые действия между сторонниками сирийского режима и силами мятежников сконцентрировались вокруг шоссе М5 Дамаск-Хомс, проходящего через горный район Каламун. Зона имеет критическое значение для снабжения и тех, и других. “Хизбалла” также стремится отрезать маршруты логистики, связывающие ливанский Арсаль и мятежников в Каламун. Несмотря на то, что “Хизбалла” воюет за выживание сирийского режима, битва за Каламун иллюстрирует потенциальные несоответствия целей “Хизбаллы” и Асада.

Охватывая ливанскую долину Бекаа с запада, горный массив Каламун представляет собой ни что иное, как центральный стратегический коридор, соединяющий Дамаск и Хомс. Он критически важен для режима, поскольку соединяет Дамаск с алавитским побережьем – Тартусом и Латакией.

Для мятежников он не менее важен и является трамплином для атак в северных пригородах Дамаска. Кроме того, он предоставляет им доступ к снабжению и людским резервам в ливанском городе Арсаль – одной из основных баз поддержки мятежа.

Группы мятежников оперировали в районе Каламун относительно безнаказанно с лета 2012. Мятежники удерживают ключевые города района – Ябруд, Асаль аль-Вард, Ранкус, Талфлита – несмотря на сильное военное присутствие режима и цепь военных баз в аль-Кутейфа, ад-Думейр, ан-Насирия.

После падения эль-Ксейр и химических атак в Дамаске мятежники начали накапливаться в Каламун, и их количество стремительно увеличилось с 5 тысяч до 25-40 тысяч.

Как и на других фронтах сирийской войны, Каламун не был изолирован от влияния салафитских групп и “Аль-Каиды”, что стало причиной раздора в рядах мятежников.

Раньше мятежники ограничивались тем, что разрушали линии логистики режима, связывающие Дамаск и Хомс. Наиболее ярко эта тактика проявилась во время сражения за эль-Ксейр. После того, как к осени в Каламун скопилось большое количество мятежников, джихадисты, в первую очередь, Джабхат ан-Нусра, Лива аль-Ислам, и Ахрар аш-Шам, стали применять более агрессивную тактику, выразившуюся в атаках против военных баз правительства.

В начале августа Джабхат ан-Нусра, Лива аль-Ислам, Лива а-Тавхид, Шухада аль-Каламун, Катиба аль-Кадраа и другие взяли штурмом военные склады Данха и захватили большое количество боеприпасов. Подобная операция была вновь проведена в начале сентября, когда Лива аль-Ислам и Ахрар аш-Шам взяли базу 81-й бригады в ар-Рухэйба. Этот сдвиг к более активным операциям является отражением больших боевых возможностей салафитских групп и “Аль-Каиды” в Сирии.