Тридцатилетняя Война в Леванте

Война в Сирии перестала быть войной между режимом Башара Асада и его оппонентами, или даже войной Ирана и “Хизбаллы” с их противниками.

И речь более не идет о региональной войне.

Самый главный признак этой войны – сектантский. Это – война между шиитами и суннитами – везде, по всей планете, там где есть шииты и сунниты.

В Кемране ветеран иранской революции генерал Кассем Сулеймани недавно хоронил своего боевого друга, командира корпуса стражей исламской революции, воевавшего на стороне Асада. Через несколько дней в Хермеле, Ливан, хоронили командира “Хизбаллы” Мусу Ахмеда Сакра. В Набатии хоронили Хуссейна Али Алваша, убитого в районе Дамаска.

В Ливан идет поток убитых в Сирии бойцов “Хизбаллы”, и шейх Насралла требует посылать туда все больше людей “войну с каннибалами, поедающими печень”.

На “защите святынь Сайда Зейнаб” гибнут, как и боевики “Хизбаллы”, шиитские волонтеры из Ирака, Афганистана и стран Залива. Граждане некоторых стран, таких как Йемен, могут оказаться по обе стороны баррикад – сунниты в Джабхат ан-Нусре, шииты Хутхи – в про-асадовских милициях.

Война, в которой принимают участие все расы мира – и с той, и с другой стороны.

И эта война не признает границ.

Призывы суннитов ливанского Триполи будут услышаны и в Саудовской Аравии, и во всем арабском мире – точно также как Иране, Ираке и Йемене слышат призывы из Дамаска. И это должен знать Башар Асад, называющий в телевизионном интервью Джабаль Мохсен (алавитский район Триполи) “сирийской провинцией”. Чувствует ли он боль друзов Шуфа, которые видят страдания ливанской сирийской Свейды?

Эта война останется с нами до тех пор, пока не истощится вся сектантская ненависть. К несчастью, это, возможно, единственный способ покончить с религиозной ненавистью – раз и навсегда.

В Европе с 1618 по 1648 год бушевала ужасающая война между католиками и протестантами, охватившая практически весь континент. Она закончилась знаменитым Вестфальским миром, который стал основой современного национального государства.

Неужели нам уготован подобный сценарий?

В блаженстве помни о других… В несчастии другие вспомнят о тебе!
2

Mishari al-Zaidi, Asharq Al Awsat, November 7, 2013