Сирия. Государства-шабихи

Термин “шабиха” происходит от старых алавитских прибрежных контрабандистских банд, некоторые из которых связаны с Фаввазом аль-Асадом (подробнее об этом индивиде и его бизнесе можно прочитать в материале “Очерк истории сирийского бандитизма. Клан Асад и происхождение шабихи”).

Это – локальный феномен. Впервые он появился в национальном (и интернациональном) лексиконе в 2011, когда шабиха была использована для разгона протестов в Латакии и Баниасе. Для участников демонстраций термин имел очень определенное, специфическое значение, но журналисты подхватили и распространили его. Им теперь обозначают про-асадовских дружинников по всей Сирии, что является причиной немалой путаницы и непонимания – каким образом Фавваз Асад и его урки могут быть везде и одновременно.

Оппозиционные сплетни о том, как можно распознать члена шабихи – белые кроссовки, определенный стиль бороды, определенные виды автомобилей и сильный прибрежный алавитский акцент – распространились в прессе. Реальность от этого несколько отличается – нет одной шабихи, и нет определенных признаков шабихи. Люди, которых называют шабихой, принадлежат к множеству различных организаций и общин. Сирия – сложное место, и в каждом ее уголке можно найти обитателей страны, готовых сражаться за Асада. Большинство из них не являются алавитами и мало кто имеет что-то общее с Фаввазом Асадом.

Так, например, гангстерский суннитский клан Барри играл роль “шабихи” в Алеппо, – пока его верхушка не была захвачена и казнена мятежниками летом 2012. Нечто похожее происходило в Идлибе – где банды суннитских мафиози делали грязную работу Асада – до тех пор, пока не вмешалась армия. В эль-Ксейр члены православного клана Касуха патрулировали улицы и устраивали блок-посты. В Хомсе и других местах местные алавитские бандиты, поддержанные кузеном Асада Рами Махлуфом, трансформировали свои криминальные группировки в хорошо вооруженные милиции.

У этого феномена есть тысяча противоречий и нюансов, но пресса, а за ней и политики, проглотили все. Даже Госдепартамент США ввел санкции “против шабихи” – как будто бы речь идет о мощной и хорошо структурированной национальной организации, которую, конечно же возглавляет Фавваз Асад. Последнее больше говорит о том, как правительство США принимает решения, чем о том, как действуют сирийские милиции.

Сегодня шабиха используется в этом новом, пост-2011 значении – в качестве обобщающего и оскорбительного определения сторонника Асада. Такое случается со словами, ничего не поделаешь. Но важно постараться видеть за пределами словаря, поскольку он служит политическим целям. С одной стороны, термин был полезен для оппозиции, но с другой, и совершенно непреднамеренно, он оказался полезен и для режима. Шабиха помогает скрыть Асаду усиливающуюся фрагментацию его репрессивного аппарата.

По материалам: Aron Lund . Gangs of Latakia: The Militiafication of the Assad Regime. Syria Comment, July 23 2013