Три версии триумфа сирийской армии в Талкалах

26 июня сирийские СМИ сообщили о падении города Талкалах, провинция Хомс.

Операция рассматривается как важнейший этап восстановления правительственного контроля над ливанской границей. Сирийская армия рассчитывает, в результате серии успешных операций в Хомсе, разрушить систему логистики мятежников в этом стратегически важном регионе.

Талкалах расположен в 45 км к западу от Хомса. Речь идет об относительно большом городе, с населением в 62 тысячи человек. Город находится в пяти километрах от ливанской границы и на стратегически важном шоссе Хомс-Тартус.

С момента начала мятежа Талкалах играл важную роль в снабжении оппозиционных групп, в особенности, исламистских из Аккара в Ливане. Оружие в Аккар прибывало из порта Триполи. Значение перевалочного пункта Талаклах было настолько велико, что от его работы зависело снабжение мятежников не только в Хомсе, но и в Дамаске, Идлибе и Алеппо.

По официальной версии (Al-Manar), Талкалах был “взят после нескольких дней ожесточенного сражения, в результате которого сотни джихадистов были убиты, а сотни сдались в плен”.

Сирийские источники сообщают, что после взятия Талкалах “армия выполнила 80% плана по восстановлению контроля над ливанской границей и приграничными с Ливаном территориями”.

Несмотря на очевидное стратегическое значение Талкалах, новая победа сирийской армии не стала предметом пропагандисткой кампании, что резко отличает ее от взятия эль-Ксейр.

История возврата Талклах под правительственный контроль, на самом деле, представляется куда более интересной – и она будет иметь самые далеко идущие последствия для будущего Сирии.

26 июня телеканал Al-Mayadeen сообщил о победе в Талкалах. Его версия радикально отличается от версии Al-Manar: “Наш корреспондент в городе Хомс сообщает о том, что сирийская армия установила полный контроль над городом Талкалах. Город снова перешел в лоно сирийского государства, после того как население осудило проявления вооруженного сопротивления. Наши источники в городе говорят, что процесс национального примирения начался в Талкалах и он может послужить образцом и для других регионов Сирии, распространившись на всю территорию страны”.

Далее Al-Mayadeen сообщает о том, что оппозиция в городе сложила оружие и перешла на сторону правительства “после достижения всеобъемлющего соглашения.

Указанные две версии, несмотря на кардинальные различия в интерпретации произошедшего, происходят из про-сирийских источников.

Версия светской оппозиции (Al-Haqiqa) близка к версии Al-Mayadeen, но она делает убийственные акценты на характере сил и мотивах сил “заключивших всеобъемлющее соглашение”:

“Хорошо проинформированный источник в Талкалах сообщил детали “освобождения” города.

– Начиная с 26 июня пресса режима с триумфальным улюлюканьем сообщает о начале процесса “национального примирения в Талкалах. Канал Al-Mayadeen показал интервью с губернатором Хомса, которое якобы транслировалось из Талкалах. На самом деле, интервью было записано в Хомсе.

Пресса также сообщает о капитуляции сотен боевиков и о том, что они объявили о своей верности режиму.

Источники Al-Haqiqa в Хомсе сообщает о том, что на самом деле произошло – о “примирении” между различными департаментами службы безопасности и сетью контрабандистов и бандитов в Талкалах.

Хорошо известно, что офицеры службы безопасности управляют несколькими разветвленными сетями контрабанды в регионе. Для прикрытия своей деятельности они используют несколько сотен вооруженных бандитов. В определенный момент времени контрабандисты подняли мятеж против своих боссов из службы безопасности и переметнулись на сторону так называемых “оппозиционных политиков”. Причиной, само собой разумеется, был не политический , а экономический спор – а именно, порядок и проценты дележа доходов от контрабанды. То, что службе безопасности удалось достичь в Талкалах – не более чем изменение условий джентльменского соглашения с контрабандистами в пользу последних. Это теперь в Сирии именуется “национальным примирением”. Такое же примирение возможно с контрабандистами и бандюками Газы – и с тем же успехом.

Между тем, в целях демонстрации своего авторитета и с целью придания достоверности вести о “победе”, сирийская армия подвергла центр города артобстрелу, после чего триумфально вступила в него. Тысячи людей бросились спасаться в северный Ливан, а победители, как и положено при взятии вражеского города, занялись мародерством.

Настоящие джихадисты при этом никуда не делись и возобновили свои нападения на армию и армейские колонны с использованием тяжелых пулеметов, минометов и РПГ уже на следующий день”.