Битва за Сирию: История смерти генерала Шатери

ABNA возглавляет аятолла Хассан Актари, который дважды на протяжении длительного времени был иранским послом в Сирии. Актари активно участвовал в организации ливанской “Хизбаллы” в начале 80-х.

Появившиеся следом за этим сообщения говорили о местонахождении Шатери в Сирии. Ливанский источник написал, что Шатери был в Алеппо, где “инспектировал осуществление проектов реконструкции”, и был убит по дороге в аэропорт Дамаска. Другое сообщение говорит о том, что Шатери ехал с двумя индивидуумами, которые не пострадали в результате атаки – факт весьма значительный сам по себе.

Идея того, что один из командиров “Сил аль-Кудс” прибыл в город, частично находящийся под контролем сирийской оппозиции для того, что бы наблюдать за восстановительными проектами является нонсенсом. Это – скорее является часть “балды” спешно разработанной иранскими пропагандистами для того, чтобы скрыть правду. Основанием для создания такой истории являются хорошо известная роль Шатери в качестве иранского представителя, надзиравшего за восстановлением Южного Ливана после войны 2006 года. Как представляется, иранским чиновникам в Ливане сначала не пришло в голову то, что необходимо скрыть сам факт присутствия Шатери в Алеппо, а не заниматься выдумыванием версий того, чем он там занимался.

Корпусу стражей исламской революции понадобилось 24 часа на то, чтобы разработать альтернативное, официальное и ответственное сообщение о смерти Шатери, которое и повторяется с тех пор. Представитель департамента связей с общественностью корпуса, бригадир Рамазан Шариф 14 февраля заявил: “Генерал Шатери находился в Сирии для осуществления строительных проектов. Он стал шахидом и погиб от рук коллаборационистов и наемников сионистского режима в то время, когда ехал из Дамаска в Бейрут”. Заявление Шарифа стало официальной иранской версией произошедшего.

Иранский посол в Бейруте Казанфар Рокнабади заявил в интервью иранскому арабо-язычному каналу al Alam 18 февраля: “Хессам Косневис (псевдоним Шатери в Ливане) был атакован вооруженными лицами по дороге из Дамаска в Бейрут. Иран считает, что ответственность за его смерть лежит на сионистском режиме”.

Сирийской оппозиции потребовалось большее время для выработки собственной единой версии. Первоначально, сирийский мятежный командир заявил 14 февраля о том, что его группа убила иранского сановника близ Забадани, сирийского города к востоку от Дамаска и поблизости от границы с Ливаном. Этот доклад никогда не был подтвержден и воспринимается как типичное для оппозиции преувеличение. Пресс-представитель Сирийской Свободной Армии заявляет 14 февраля, что Шатери был убит во время израильского авиаудара по колонне с ракетами для “Хизбаллы”в районе Джамрийя 30 января. 24 февраля The Sunday Times, со ссылкой на израильский источник публикует статью о том, что Шатери был убит израильтянами, и более того, он, а не колонна с ракетами были главной целью бомбардировки.

Для Израиля возможно, действительно предпочтительнее, чтобы мир поверил в то, что Шатери погиб в бомбардировке 30 января – и так же, скорее всего, считает сирийская оппозиция. Иран на протяжении длительного времени утверждает, что оппозиция помогает Израилю достичь его цели в регионе. Индикация или даже подозрения в том, что Израиль обеспечивает мятежников разведывательной информацией для ликвидации иранских целей или оперативников “Хизбаллы” прямо сыграют на руку Ирану.